БОГОСЛОВИЕ СВЕТА В ХРАМОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Особенности церковной архитектуры отличают храмовое здание от всякого другого, прежде всего, наличием свода, главы или купола. Каждый элемент несёт в себе сакральный смысл, например, окна, имеющие особую форму, пропускают свет именно так, как должна освещаться та или иная часть храма в соответствии с её назначением и символикой.
Святые Отцы об освещении храма
В трудах Святых Отцов Церкви вопросам освещения храмового пространства не уделяется пристального внимания, тем не менее, отдельные замечания встречаются у сщмч. Киприана Карфагенского, св. Симеона Нового Богослова, св. Григория Паламы и св. Симеона Солунского.
Некоторые размышления на эту тему содержатся и в произведениях более современных богословов и учёных: св. прав. Иоанна Кронштадтского, о. Павла Флоренского, о. Льва Лебедева, профессоров В.Н. Лосского и Н.Д. Успенского.
Основные мысли, содержащие в этих трудах, известный российский церковный архитектор М.Ю. Кеслер обобщил так: «Свет в храме является, прежде всего, образом особого, невещественного, несозданного, Божественного света, отличного по существу от внешнего, природного, вещественного. Внешний свет допускается внутрь храма лишь как образ этого невещественного света…, так как светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христа, свет будущей жизни в Царстве Божием, которое символически отражается архитектурой православного храма»
Естественный и искусственный свет в храме
Освещение храмового пространства складывается из двух составляющих: естественного и искусственного света.
Естественный свет
Солнечный свет пропускается в храм весьма ограниченно, и каждая его часть освещается по-своему. Важнейшим источником естественного света являются окна в алтаре. Лучи утреннего солнца, проникающие через них, символизируют Солнце правды – Спасителя. По возможности, здесь делают три окна, напоминающие о Божественном Троическом Свете.
Алтарь, символизирующий Царство Небесное – это самая освещённая часть храма.
Средняя часть, знаменующая собой оправданный Богом мир, освещается заметно слабее. Сюда солнечные лучи попадают через окна, расположенные в барабане и в стенах.
Купол соответствует небесной сфере, поэтому здесь нередко располагается образ Спасителя (особенно это характерно для церквей, построенных в византийской традиции). Именно оттуда на молящихся льются потоки солнечного света, освещая оконные откосы с изображёнными на них ангелами и лики апостолов в промежутках между оконными проёмами.
Расположение окон также неслучайно: сгруппированные по два или три, они напоминают о двух природах Христа – Божественной и человеческой и символизируют Святую Троицу.
Наименее освещённая часть – притвор, символизирующий мир, не познавший Спасителя. Здесь обычно очень скудное освещение через узкие окна (иногда их вообще может не быть).
Искусственное освещение внутри храма
Искусственное освещение храма в ещё меньшей степени, чем естественное, призвано к достижению сугубо практической цели – церковные светильники, имеющие символическое значение, зажигают не только в тёмное время суток, но и во время дневных служб, когда естественного света вполне достаточно. Внутреннее освещение складывается из последовательного или одновременного зажжения различных источников света: дикирия и трикирия; семисвечника; паникадила; поликандила; лампад; свечей. Дикирий (греч. δικήριον — «двухсвечник») и трикирий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник»), являющиеся частью архиерейского облачения, представляют собой подсвечники соответственно с двумя или тремя перекрещенными свечами.
Две свечи дикирия напоминают о двух природах Спасителя, а три свечи трикирия – о трёх лицах Святой Троицы.
Семисвечник(семилампадник), ведущий своё происхождение от светильника, находившегося в иудейской скинии, располагается в алтаре за престолом, напротив Горнего места. Он состоит из семи ветвей на общей подставке. На каждой ветви закреплены лампада и чашечка. Семисвечник напоминает о семи светильниках, которые были явлены апостолу-евангелисту Иоанну Богослову в видении Небесного храма между Господним седалищем и престолом. Он символизирует дары Святого Духа, которые получают христиане через Семь церковных Таинств. Паникади́ло (греч. πολυκάντηλο – многосвечник) – самый большой светильник с сердечником, напоминающий люстру со множеством свечей или лампочек. Обычно оно свисает прямо из купола в центре храма и символизирует полноту Божественного Света. В русской церкви на нём изображается крест, в греческой традиции используются древние символы: парус, якорь, рыба и др.
Древнейшие паникадила изготавливались без сердечников и назывались хоросами (древнегрч. χορός — круг, хор, хоровод). Сегодня они также используются в православных храмах – круги с установленными на них лампочками подвешиваются на цепи, которые, как правило, сходятся вверху в одной точке. Поликандило – светильник, подобный паникадилу, но имеющий меньшие размеры. От паникадила его отличает количество свечей (лампочек) – от семи до двенадцати. Поликандила размещают в боковых приделах. Паникадила, хоросы и поликандила символизируют свет, исходящий от Небесной церкви на Церковь земную, прогоняющий от от неё мрак.
Лампады («кандила») – это небольшие сосуды с фитилем на поплавке, наполняемые специальным маслом, горящие перед иконостасом и перед образами в храме. Существуют различные традиции подвешивания лампад перед иконами: в России, как правило, они располагаются ниже лика святого, в Греции – выше. Кроме лампад, в храме находятся подсвечники со свечами. Высокие подсвечники, кроме сугубо утилитарного назначения, напоминают о духовной высоте, благодаря которой свет веры распространяется в мире.
Святой праведный Иоанн Кронштадский так писал об их значении: «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями».
Электрическое освещение храма внутри и снаружи
Традиционно православные храмы освещались лампадами и свечами, однако, технический прогресс проник в церковь, и в ХХ веке остро встал вопрос использования электрических источников света в храме.
Художник Василий Васнецов, многократно участвовавший в росписи церквей, так писал на эту тему: «По существу, конечно, против электричества не имеется возражений — никакого греха в нем нет. Возражения могут возникнуть только на почве церковного обычая и предания, в связи с символическим значением свечи и лампады (масла), а также с молитвенным настроением молящихся… Восковая свеча и деревянное масло, освещающие лики Святых, роднее душе его (русского человека)».
Выдающийся богослов ХХ.
Священник Павел Флоренский придерживается в этом отношении однозначно отрицательной оценки: «Далеко не безразличен способ, каким она (икона) освещена, и, конечно, для художественного бытия иконы освещение ее должно быть именно то самое, ввиду которого она написана… Писанная приблизительно при тех же условиях, в келье полутемной, с узким окном, при смешанном с искусственным освещении, икона оживает только в соответствующих условиях…
Электрический свет убивает краску и нарушает равновесие цветовых масс; нельзя рассматривать икону в богатом синими и фиолетовыми лучами электрическом свете. Электрический свет, как ожог, уничтожает и психическую восприимчивость». Тем неменее, электричество прочно вошло в храм, однако, его использование должно быть весьма ограниченным и грамотным и основываться на соблюдении церковных канонов и богослужебной символики. В последние годы, помимо внутреннего освещения, широко применяется наружная подсветка фасадов церквей в вечернее и ночное время. М.Ю Кеслер полагает: «Для создания внешнего эффекта светом прожекторов выделяются завершения храмов, подсвечиваются наиболее интересные с точки зрения внешней выразительности фрагменты…
Современная практика проектирования наружного освещения храмов должна осуществляться в увязке с символикой его составных частей и смысла храма в целом: декоративный эффект должен сочетаться с выявлением его сущности».
Автор: Елена Додонова
Источник: https://pravlife.ru/bogoslovie-sveta-v-hramovom-prostranstve/